Думаю, найдутся люди, для которых этот выпуск актуален. Да и даже тем, кто лишь частично занимается нелюбимым делом, это тоже будет полезно почитать.
Ссылка на оригинал статьи - https://www.sheremetev.info/rassilka/vy ... is-ne-tam/
Выпуск 17. Если вы оказались не там
Сегодня мы поговорим о том, что делать, если вы занимаетесь не тем, что вам нравится, и ситуация кажется безвыходной.
Мне пришло письмо с таким вопросом:
Представим конкретную ситуацию, все взято из жизни — человек учится в институте и ему это не нравится. Не нравится сам процесс сложной учебы, не нравится, как обращаются унизительно преподаватели и т.д. Не нравится. Но он хочет стать, допустим, предпринимателем. Чтобы попасть на эту волну — придется бросить институт, чтобы полностью в волне быть, заняться любимым делом. Но. Получается, что человек остается без образования и в случае провала в своем любимом деле (банкрот)… что ему остается? Тогда как, допустим, этому человеку поступить? Продолжать учиться ради страховки или же с риском на всю оставшуюся жизнь попробовать то, что он хочет?
Дело в том, что я долго работал преподавателем и подобные вопросы слышал часто, правда, в таком безвыходным варианте еще не слышал. Вопрос сформулирован так, что куда ни кинь, всюду клин. Тупик.
Что делать в тупике
Как только вы оказались в трудной ситуации, правильная формулировка проблемы имеет решающее значение. Это важно! Не думайте, что проблему можно излагать как угодно. Совсем нет.
Правильно поставленный вопрос – это половина ответа.
В этом письме сам вопрос поставлен так, что выхода нет. Как это получается? А вот смотрите, во всех альтернативах выбран худший вариант.
Учиться жутким наукам.
Унижаться перед преподавателями.
Бросить институт и остаться без образования.
Открыть фирму и обанкротиться.
Рискнуть и мучиться всю оставшуюся жизнь.
В такой формулировке задача действительно не решаема. Осталось дописать еще одну альтернативу «Повеситься», написать все варианты на бумажках, положить их в шапку и тянуть с закрытыми глазами.
Впрочем, есть более разумный вариант. Переформулировать проблему.
Как формулировать проблемы
Как только вы оказались не там, где вам хочется, то не надо составлять список всех ужасов, которые могут с вами приключиться. Если же список уже готов – сожгите его.
Формулировать проблемы нужно не перечислением того, чего вы боитесь, а перечислением того, что вы хотите. А затем составьте план, как этого достичь.
Произойти в любой момент может очень много разных ужасов. А может и не произойти. Зачем заранее себя пугать?
В частности, какой смысл говорить о «всей оставшейся жизни»? Мало ли что там будет, в этой жизни. Надо говорить о том, что есть сейчас.
Сейчас есть некоторая неприятная ситуация, из которой нужно найти выход, вот и надо его искать.
Этот принцип подходит к любым житейским проблемам. Посмотрим, что можно сделать в предложенной ситуации.
Выход из тупика
Предположим, что вы оказались на месте студента из этого письма. Первое, с чего вам надо начать, определиться с любимым предметом.
Есть ли любимый предмет, ради которого вы пришли в институт? Если есть, то идем по плану A, если нет, то по плану B.
План A. Переходим к практике
К сожалению, ВУЗ дает слишком много лишних знаний, поэтому нужно выбрать свой предмет и своего преподавателя. После чего подойти на кафедру и попросить дать какую-то реальную задачу.
Суть в том, что вы сразу начинаете заниматься делом, а не распыляться на все предметы подряд. По остальным предметам вы можете получать и тройки, но вот по вашему любимому предмету вы становитесь лучшим. Реально лучшим.
После чего, продолжая оставаться студентом, вы начинаете искать работу по специальности. Студенту это сделать намного легче, чем кому-либо еще. Идете на любую фирму, заходите сразу к директору и говорите:
— Я студент, мне нужно сделать диплом (реферат, контрольную и т.п.), можно я у вас поработаю БЕСПЛАТНО?
После этого волшебного слова вас возьмут куда угодно. Вы же начинаете работать и приглядываться к будущей работе. Причем ручаюсь, если вы действительно лучший, то очень скоро вам предложат работать уже за деньги. Я знаю много таких случаев.
Если есть стремление к бизнесу, то студенту нужно его создавать, не покидая ВУЗ. Множество моих студентов открывали фирму, еще находясь в ВУЗе. Опять-таки студенту создавать бизнес намного проще, нужно просто подойти к преподавателю, у которого есть свой бизнес, и попроситься работать к нему на условиях частичной занятости.
Преподаватели в курсе студенческих проблем, поэтому соглашаются на то, что студент будет работать в свободное от учебы время. Я сам часто беру студентов на свою фирму, учу их, а потом они уходят и открывают свой бизнес. От этого выигрываю и я, и студенты.
Вы сразу же резко повышаете свой уровень знаний, потому что абстракция вещь хорошая, но только знания, подкрепленные практикой, дают реальную силу.
Преимущество этого подхода еще и в том, что вы одновременно и получаете знания, и учитесь, как зарабатывать на этих знаниях. Это два различных умения. И вот второму умению, к сожалению, в ВУЗе не учат.
План B. Меняем маршрут
Если любимого предмета нет, то продолжать учиться не стоит. Ведь после учебы по нелюбимой специальности необходимо будет и работать по этой специальности. А это уже надолго…
Но заниматься тем, что вам не нравится – это самое бессмысленное, что может делать человек. Ведь все, что человек делает без желания, он делает очень плохо. А за плохую работу никто хороших денег платить не будет.
Но ведь как раз, будучи студентом можно научиться чему угодно. Поэтому нужно поменять вектор обучения. Вариантов много:
Перевестись на другую специальность
Перевестись в другой ВУЗ
Поехать на стажировку в Европу, для студентов это бесплатно (сейчас Евросоюз тратит большие деньги на обучение студентов из России)
У меня были студенты, которые выбирали все эти варианты, и у них все получалось. Как видим ситуация, описанная в письме, достаточно типична и совсем не тупиковая.
Рекомендую прочитать и предыдущие выпуски для более целостного понимания этой темы
Интеллектика: выпуск №1 - признак работы интеллекта
Интеллектика: выпуск №2 - как чувства управляют нами?
Интеллектика: выпуск №3 - Я-образ
Интеллектика: выпуск№4 - Ум
Интеллектика: выпуск №5 - Остроумие
Интеллектика: выпуск №6 - Лень, энергетика, секс...
Интеллектика: выпуск №7 - речь, общение, лидерство
Интеллектика: выпуск №8 - Интеллект в целом
Интеллектика: выпуск № 9 -
Интеллектика: выпуск № 10 - Базовая техника управления умом. Часть 2
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Интеллектика: выпуск № 11 - базовая техникая управления умом. Часть 3
Интеллектика: выпуск № 12 - 10 ошибок при выборе жизненного пути. Молодым читать обязатель!!!
Интеллектика: выпуск № 13 - Семь признаков того, что Ваша жизнь играет в Вашу пользу
Интеллектика: выпуск № 14 - Шесть барьерорв на пути к Вашей мечте
Интеллектика: выпуск № 15 - Что ведет вас по жизни
Интеллектика: выпуск № 16 - Откуда берутся таланты